Инвертировать: A A
Шрифт: A A A
Интервал: Kk K k K  k
Изображения: Вкл./ Выкл.

Вы здесь

История Люберецкого аэродрома

В течение почти полувека, начиная с 1930-х годов, на Люберецкой земле располагался аэродром. Здесь шла напряженная летная работа, формировались и дислоцировались авиационные части и организации, служили многие известные летчики и авиационные специалисты.
Когда-то аэродромное поле шириной около 1,5 км, простиралось почти от Московской кольцевой автомобильной дороги на 2 км между Рязанским и Новорязанским шоссе, а взлетно-посадочная полоса была покрыта металлическими полосами.
В ряд стояли шесть ангаров, примыкал гарнизон, протянувшийся вдоль улицы Кирова почти в центре Люберец. Из города можно было видеть взлетавшие и заходившие на посадку самолеты, но происходившие там события оставались неизвестными даже для жителей города, так как аэродром был военным.

В настоящее время почти вся территория бывшего аэродрома застроена многоэтажными корпусами гарнизона (Городок Б), среди которых сохранился самолетный ангар. На его фронтоне теперь надпись: «Ответственное хранение. Склад. Открытая площадка. Автостоянка». Сохранился там и один из самых старых домов (городок «А»), постройки 1934-го года.

Люберецкий аэродром ведет свою историю с далекого 1932 года, когда на самолетах Р-1, Р-5, И-3 прибыли эскадрильи 10-й и 11-й авиационных бригад. На основе этих эскадрилий для противовоздушной обороны Москвы была сформирована 57-я истребительная авиабригада, вскоре перевооруженная на истребители И-5. Личный состав бригады поначалу разместился в землянках, начал строить жилые дома, осваивать аэродром. Для каждой эскадрильи был построен самолетный ангар и домики штаба эскадрильи, ремонтных мастерских и классов для занятий.
Люберецкая авиабригада надолго стала своеобразной кузницей истребительных авиачастей и летных кадров для ВВС. Отсюда они направлялись в районы с напряженной военно-политической обстановкой, где зачастую участвовали в боевых действиях.

В первый год войны, для укрепления ПВО Москвы, на базе 57-й авиабригады был сформирован 6-й истребительный авиакорпус. Штабы авиабригады и авиадивизии размещались в Люберцах на улице Кирова.
Бывший командир авиабригады полковник Н.А. Сбытов стал командующим ВВС Московского военного округа. Командиром 6-го авиакорпуса был назначен полковник И.Д. Климов и до ноября 1941 года он командовал ПВО Москвы.

Летчики Люберецкого аэродрома во время войны вели патрулирование и перехват самолетов противника. При отражении октябрьского наступления на Москву полк нанес 172 штурмовых удара по войскам противника, мостам и переправам; сбил 83 самолета противника, а в ходе контрнаступления прикрывал наступающие части Красной Армии.
Г.И. Богомазов, А.Г. Лукьянов, И.Е. Плеханов, И.Ф. Голубин, И.Н. Заболотный и И.П. Шумилов стали Героями Советского Союза.
Плеханов после тяжелого ранения в 1942 году был списан с летной работы и вернулся на Люберецкий аэродром в его наземную службу.
Полковник И.П. Шумилов после увольнения в запас в 1961 году был на летной работе в ГВФ, затем заместителем командира Летно-испытательной станции в Люберцах.

В одном из ангаров Люберецкого аэродрома размещались самолеты летчиков-инспекторов по технике пилотирования из Инспекции ВВС Красной Армии. В сентябре 1941 года старший лейтенант В.И. Сталин стал начальником Инспекции.
10 сентября 1942 года на Люберецкий аэродром с Волховского фронта, под командованием майора А.Г. Ткаченко, перелетел 19-й Краснознаменный ИАП и поступил в распоряжение полковника В.И. Сталина. Полк одним из первых получил новые самолеты Ла-5 и перешел в особую группу 269-й ИАД, где воевал с января 1943 года на 1-м Украинском, Воронежском, на 3-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. К концу войны стал 176-м гвардейским истребительным Проскуровским Краснознаменным орденов Кутузова и Александра Невского авиационным полком, а в 1960 году был расформирован.
Его преемникам стал 234-й ИАП, а с 1992 года это Центр показа авиационной техники в Кубинке, которому через год было присвоено имя И.Н. Кожедуба. Сегодня в состав Центра входят пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи».

Также в 1947 году в Люберцы из Павшино перебазировалась Центральная научно-экспериментальная база по ремонту материальной части ВВС Красной Армии (ЦНЭБ), которая в 1957 году преобразовалась в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники (НИИ ЭРАТ) ВВС. Он также принимал участие в расследовании летных происшествий и авиакатастроф, осуществлял расшифровку записей бортовых самописцев – так называемых «черных ящиков». Среди тех, кто вел эти испытания были Заслуженные летчики-испытатели СССР, Герои Советского Союза Н.П. Бездетнов и Е.И.Ларюшин, Заслуженные летчики-испытатели ССС Г.Н. Шишкин и Г.С.Исаев.

В 1964 году на Люберецком аэродроме разместился Летно-испытательный комплекс завода № 329, ныне это Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля, где около четверти века шли испытания многих вертолетов ОКБ. В числе летчиков, проводивших испытания, были Заслуженные летчики-испытатели СССР, Герои Советского Союза Ю.А. Гарнаев, В.П.Колошенко, Р.И.Капрэлян и Г.Р.Карапетян, а также Заслуженные летчики-испытатели СССР Г.В.Алферов и Б.В.Земсков.
После войны в стране возросли пассажирские авиаперевозки. Когда Аэрофлот прекратил полеты на Центральном аэродроме в Москве и до того, как была увеличена пропускная способность столичных аэропортов, регулярные почтово- и грузо-пассажирские авиарейсы выполнялись с Люберецкого аэродрома.

15 мая 2019